Кони запряжены

Запряжки

Запряжка (также упряжка) — несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку.

Русская тройка — единственная в мире разноаллюрная запряжка. В центре ее — коренник, бегущий рысью. Пристяжные, припряженные по бокам, скачут галопом. Так лошади меньше устают и развивают высокую скорость — 45—50 км/ч.

Некоторые предметы, необходимые для запряжки

Предметы одноконной бездуговой упряжи: хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки, ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.

Предметы пароконной упряжи: хомуты (иногда заменяемые шорками), нагрудные ремни, постромки, шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.

Хомут — это часть упряжи, которая состоит из деревянного остова, клещей, и покрывающего их мягкого валика, хомутины и надевается на шею лошади.

Супонь — ремень для стягивания хомута.

Седелка — крытая кожей подушка под чересседельником.

Чересседельник — ремень, который протягивают через седелку от одной оглобли к другой.

Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, каждый из которых надет одним концом на ось повозки или прикреплен к саням.

В русской запряжке оглобли обычно крепятся к дуге, которая распирает их и прихвачена к хомуту гужами.

Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединяют к поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершину присоединяют ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везет за собой повозку. Тяга обычно происходит через постромки.

Запряжки, как известно, бывают одиночные, парные и многолошадные. Тройки, четверики, пятерики и даже шестерики использовались (и сегодня иногда используются) на практике. Однако запряжки из семи и более лошадей не имеют практического значения и встречаются только в торжественных шоу.

Виды запряжек

Запряжки бывают одноконные, пароконные и многоконные, а также дуговые и бездуговые.

Запряжки по виду конской упряжи подразделяют на оглобельно-дуговую (русскую), оглобельно-постромочную, постромочно-дышловую, постромочную и комбинированную.

Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная) и троичная (с парой пристяжных). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь, присоединенному к ваге.

Оглобельно-дуговая одноконная запряжка, которую называют также русской

В оглобельно-постромочной запряжке оглобли с хомутом скрепляются специальными запряжниками. В постромочно-дышловой используется дышло — одиночная оглобля между двумя лошадьми, прикрепляющаяся к передней оси повозки и поворачивающая ее. Постромочная запряжка работает без оглобель и дышла.

Комбинированная запряжка, сочетающая оглобельную или дышловую с постромочной, используется в случае большого числа лошадей. В комбинированной запряжке сочетаются разные типы управления и лошади подразделяются на коренников, пристяжных, выносных. Коренник тянет, поворачивает и сдерживает повозку. Пристяжная лошадь идет рядом с ним. Она участвует в поворачивании и тянет вперед. Выносная лошадь припрягается впереди коренника и тянет повозку вперед.

Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут гуськом или парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна либо (в случае шести или более лошадей) две пары коренников; остальные лошади — выносные.

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

Перед запряжкой лошади сначала проверяют состояние повозки, затем регулируют длину гужей, надевают на лошадь уздечку, застегивают подбородный ремень, вставляют ей в рот удила. Затем на лошадь надевают седелку, движением по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. На голову лошади надевают хомут клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз, причем по направлению роста волос гривы. После этого расправляют шлею и освобождают гриву и хвост из-под хомута и шлеи. В одну руку берут дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Поделиться ссылкой

Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка — сегодня ее увидишь…

Русские называют дорогой то место, где собираются проехать.

(Народная мудрость)

Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка — сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах.

Дуга, хомут, оглобли

Немало времени прошло, прежде чем гениальное изобретение древних китайцев — хомут — проникло на просторы Восточно-европейской равнины. Археологи, однако, утверждают, что предки новгородцев пользовались сим полезнейшим предметом уже в VII веке нашей эры. Приделав к хомуту сыромятные петли-гужи и пристроив с их помощью между хомутом и оглоблями деревянную пружину-дугу, они нашли способ сохранить плечи своих верных саврасок и получили упряжку на все случаи жизни, как говорится, и в подводу многотонную, и воеводу с ветерком прокатить, можно вдоль дороги, а можно и поперек… Ведь русская упряжь в каком-то смысле — порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали. Дуга и гужи благодаря своей упругости смягчают толчки и удары, так что хомут всегда лежит спокойно на конских плечах. Шлея не позволяет хомуту соскальзывать с шеи лошади при торможении и спуске. Так как дуга, хомут и оглобли представляют собой довольно увесистую конструкцию, часть усилия с плеч и холки при помощи седелки, чересседельников и подбрюшника перераспределяется на спину лошади.

Помните поговорку: «не видно не зги»? А какая такая зга, и почему ее должно быть видно, знаете? Так вот, зга — небольшая деталь в верхней части дуги, дужное кольцо с креплением. Через это колечко продевается ремень-темляк, одним концом его наматывают на ветвь дуги и привязывают к оглобле, а к другому концу пришиты два поводка, пристегивают к кольцам удил — с их помощью голова запряженной лошади поддерживается на определенной высоте. Дужное колечко маленькое, ночью, в метель или непогоду его действительно не видно.

А еще говорят: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Почему так важно «сдюжить», запрягая лошадь? В русской упряжи клещи (деревянная основа хомута) вверху связаны намертво, а внизу — распускающимся узлом — супонью. При запряжке гужами охватывают оглобли, потом в петли вставляют концы дуги, после чего стягивают супонью клещи хомута. Дуга, как распорка, распяливает гужи, поэтому затягивание супони требует довольно больших усилий. Сцепления гужей, дуги и оглобель достаточно для перевозки грузов в несколько тонн.

Изготовление упряжи — дело непростое, требующее знаний и навыка. Например, дугу гнут из нагретого моченого дерева по особой технологии. Сделаешь неправильно — она сломается в самый неподходящий момент, ведь дуга испытывает очень большие динамические нагрузки. Недаром встарь хорошая дуга была гордостью ямщика.

Пара «на отлет»

Дышловая парная упряжка пришла на Русь с Запада в начале XVII века, после польско-литовского нашествия. Она распространена главным образом в западной и южной России. Однако на Руси была и своя, оглобельная парная упряжка, и в свое время она была весьма популярна. Вот о ней и пойдет речь.

Необходимость в парной упряжке сначала возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. На Юге России, где на жирных тяжелых черноземах нужен был тяжелый плуг, пахать запрягали по две-три лошади в постромки. В средней полосе и и почвы не такие мощные, и плуги полегче. Когда одной «лошадиной силы» стало мало, сбоку к оглобельной дуговой упряжке стали при помощи постромок припрягать вторую лошадь. На пристяжную лошадь надевали шорку или хомут. Вернее даже не хомут, а хомутик, так как он намного легче, чем у коренника. Вместо гужей он имеет мочки (петли) из узкого ремня, к которым прикрепляются постромки. Другими концами постромки надеваются с помощью петель на концы свободно поворачивающегося валька(деревянного бруска), а валек за середину подвешивается на крюк ваги, неподвижно укрепленной в передней части плуга или повозки. Понятно, что пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, развернуть или затормозить упряжку не может.

П.О.Ковалевский. «Понесли».
Музей коневодства.

На пристяжную лошадь можно надеть седелку, но здесь она уже не столь важна и нагружена, как у коренника: все ее предназначение — поддерживать привожжек (одиночную вожжу: с помощью которой управляют пристяжной лошадью) и правую постромку. Для этого слева на присяжной подпруге сделано металлическое кольцо для привожжека, а справа — ременная петля для постромки.

Пристяжная узда почти не отличается от узды коренника. К левому (наружному) кольцу удил пристегнут привожжек, а к правому (внутреннему) — особый ремень под названием чумбур, за который пристяжную лошадь привязывают к левой оглобле коренника, а на стоянках — например, к столбу.

При пахоте коренник шел по вспаханному полю (борозде), а пристяжная лошадь — по целине. Так как плуг отваливает земляной пласт вправо (на борозду), то вторая лошадь припрягалась слева. Пахарь шел за плугом по второй борозде. Чтобы тяга была симметричной, оглобли располагали с правой стороны плуга, а постромки — слева.

Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная по крайней мере с самого начала XVIII века. Однако несимметричное крепление оглобель для ездовой повозки оказалось непригодным. Дело в том. что на спуске повозку тормозит только коренник, расположенный справа, повозка будет накатываться на него левой стороной, сбивая коренника к правому фаю дороги. При этом лошадь инстинктивно поворачивается вполоборота влево, и повозка накатывается к левой стороне дороги, и так далее, то есть идет зигзагами. Кроме того, всякий толчок в колесо, удаленное от оглобель, отражается на кореннике более сильно. На неровной местности эти толчки такие частые и сильные, что сбивают коренника с направления движения (закачивают). Поэтому для дороги 5олее целесообразно укрепить оглобли как обычно, посередине. Но при этом пристяжная лошадь будет тянуть лишь с одной стороны повозки и поворачивать повозку в сторону коренника, которому придется постоянно сопротивляться этому надавливанию. В результате часть полезной работы будет теряться.

Для облегчения работы коренника пристяжную лошадь заставили тянуть несколько в сторону — это обеспечивается натяжением привожжека и подбором длины чумбура. В результате голова пристяжной лошади оказывается отвернутой в сторону и вниз, то есть как бы завивается в кольцо, что выглядит очень эффектно. Валек прикрепили к повозке впереди ее передней оси. Теперь пристяжная лошадь не так сильно разворачивает повозку и, следовательно, оглобли не наваливаются на коренника. В идеале тяговое усилие пристяжной лошади надо направить через вертикальный шкворень, проходящий через центр передней оси повозки и обеспечивающий ее поворот. Правда, при этом тяга пристяжной лошади, используемая на движение повозки вперед, уменьшается. К тому же лошадь необходимо специально выезжать, приучая двигаться с повернутой в сторону шеей Коренник должен был идти размашистой с высоким подъемом ног рысью, а пристяжная — правильным размеренным галопом. Пристяжная лошадь могла располагаться с любой стороны коренника, но чаще находилась слева.

Такая несимметричная упряжка получила название «пара «на отлет». Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно резвой и эффектной. На пристяжную седелку, не имеющую колодок для чересседельника, стали в качестве украшения ставить фигурную головку, а иногда и специальные седелочные звонки с нежным мелодичным звоном. Такие щегольские упряжки стали особенно популярными с 20-х годов XIX века.

В крестьянском обиходе гарная упряжка «на отлет» также была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском}. На парах «на отлет» ездили почта, в полиция, извозчики, пожарные, помещики.

Птица-тройка

До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом — в последнем случае передняя лошадь «работала бульдозером», прокладывая всей упряжке путь по сугробам. В начале XVIII века, когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII — начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

Настоящего расцвета и повсеместной популярности тройка достигла в первой половине XIX столетия. Олицетворявшая русскую удалую душу, широкую природу, она превратилась в своеобразный символ России Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: «Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?» «Довезу, матушка, — ответил ямщик. — Только не уверен, что довезу его душу». Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток.

Однако во второй половине XIX века в России развернулось интенсивное строительство железных дорог, и тройке пришлось уступить свои позиции. Технический прогресс вытеснил тройки в сельскую местность, где они долго еще сохраняли популярность на свадьбах и народных гуляниях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась.

Фото Владимира Лисичкина

Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки.

Тройка не имеет аналогов в других странах. Основой троечной упряжки послужила русская парная упряжка «на отлет»: для получения тройки достаточно с другой стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь. Тройка — единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. При этом левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, а правая — с левой. Лошади выбирают «ведущую» ногу инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость — передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову.

Троечная упряжь обильно украшалась. Красочно декорировались хомуты. Широко использовался металлический набор из литых деталей разной формы, к уздам и шлеям прикреплялись кисти, свисавшие спереди и по бокам лошадей. Но особое внимание уделялось дуге коренника: ее богато украшали художественной росписью и резьбой.

Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла необходимость в специальных звуковых сигналах. Во-первых, чтобы потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу — ведь мчалась курьерская повозка с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Во-вторых, чтобы известить о своем приближении персонал очередной почтовой станции, ведь смена уставшим лошадям должна была быть своевременно готова.

Долгое время ямщики обходились удалым свистом и молодецкими криками. Но в последней трети XVIII века придумали использовать в качестве сигнала бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Нашлось и удобное место для его подвески — дуга над головой коренника. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Почему не к дуж-ному кольцу? Колокольчики-то были отнюдь не сувенирные, такой «звоночек» в лучшем случае своей тяжестью згу из дуги вывернет, а то и дугу сломать недолго. К тому же сам колокольчик должен быть неподвижен, раскачивается только язык — иначе не будет настоящей гармонии звука.

В XIX веке тройки со звоном стали настолько массовым явлением, что нередко вносили сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-нибудь частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения служебных обязанностей.

Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные арканы (ошейники) с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Бубенцы издавали не такой громкий звук, как колокольчик, поэтому на них запреты не распространялись. Из бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать «гаммы», производившие при езде «согласный» звон.

В современной жизни для русской упряжки по-прежнему находится место: на проселочных дорогах и улицах праздничных городов, на дорожках ипподромов и аллеях парков. Одноконная упряжка в России по-прежнему почти всегда дуговая. Да и тройка, утеряв свое утилитарное значение, вернулась к нам как атрибут праздника и красивый вид спорта. Хотя, конечно, конкретные условия вносят свои коррективы, и нынешняя тройка имеет определенные отличия от исторической.

Анатолий ГАНУЛИЧ

Запрягание лошади ‒ правила и пошаговая инструкция

Если новичок-коневод не знает, как запрягать лошадь правильно, то и не стоит использовать животное, так как при несоблюдении правил и техники конь и непосредственно наездник подвергаются травмированию. Методов создания упряжи существует множество. Их выбор зависит от цели – для верховой прогулки, езды на тележке или санях, перевозки грузов и т. д.

Основные элементы упряжи

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Уздечка

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Недоуздок

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху. К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Шоры

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов. Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

Вожжи

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке. Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Оглобли

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

Седёлка и подпруга

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям. Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Намордник и воротник

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами. Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Виды и способы запряжки

Оглобельно-дуговая запряжка

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  3. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  4. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  5. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  6. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  7. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  8. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  9. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая запряжка (пароконная запряжка)

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная запряжка

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Этапы и правила запряжки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  1. Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  2. Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  3. Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  4. Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  5. Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  6. Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:
    • перешагнуть жердь;
    • накатить элемент на коня;
    • осадить в деталь около повозки.
  7. Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю.
    Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  8. Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  9. Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  10. Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  11. Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Смотрите видеоинструкцию по правильному запряганию лошади:

Особенности парной запряжки

Парная упряжка всегда пользовалась повышенной популярностью, особенно в России. Её предназначают для прогулок и сельскохозяйственных нужд. Имеет свои особенности запрягания:

  • первоначально выравниваются нагрудники;
  • после ремень от хомута (нашильник);
  • далее ремни, смыкающие хомут и валек (нагрудники);
  • затем надевается хомут и узда;
  • нашильник прикрепляется на кольце после укладки на кончик дышла или валек спереди;
  • постромки сначала закрепляются на внутренней стороне валька, после ‒ на внешней.

Как приучить лошадь к упряжке?

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
  • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
  • После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
  • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
  • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.
  • При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости.
  • Погода при заездах должна быть благоприятной.
  • Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство.
  • В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений.
  • Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.

Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать. На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.

Как правильно распрягать коня?

Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:

  • отвязать и снять вожжи;
  • убрать ремни с оглоблей и седёлки;
  • развязать супонь;
  • отсоединить дугу и снять;
  • вывести животное из оглобли;
  • отсоединить шлеи;
  • снять хомут и седёлку.

Важным правилом является уход за лошадью после распрягания. Для этого при жаркой погоде вытирается пот, во время холодов тело накрывается попоной. После этого нужно покормить лошадь и дать полноценно отдохнуть.

Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду. С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.

Как запрягать лошадь

Собственную лошадь имеют не все. В большом городе её мало для чего можно использовать и трудно содержать. Однако, в сельской местности лошадь оказывает большую помощь людям. В частности, она может быть транспортным средством для людей или помогать перевозить грузы. В статье рассказывается о том, какая бывает упряжь, и как запрягать лошадь.

Комплектация упряжи

Лошадиная упряжь состоит из многих частей. Некоторые являются типичными, другие применяются только в отдельных способах запряжки. Основные принадлежности упряжи рассматриваются далее.

Она представляет собой довольно сложную конструкцию. Во рту лошади, на его изгибе, помещаются удила. Они представляют собой металлический стержень, у которого к краям прикреплены кольца. От них под подбородком установлен подбородочный ремень. Поводья представляют собой длинную тесьму, концы которой прикреплены к кольцам удил, а средняя часть находится в руках наездника.

Уздечка на лошади

Пара ремней, которые проходят сверху, называются оголовьем. Они позволяют уздечке держаться на голове. Таких ремней имеется два: один проходит сзади ушей, другой – спереди. Под оголовьем проходит ещё один подбородочный ремень.

Существуют несколько конструкций уздечек. Здесь приведена одна из наиболее распространённых. Кавессон для лошади похож на уздечку, но в нём не предусмотрены металлические удила. Его используют вместе с поводком коня во время работы на корде.

Обычно, когда стоит не запряженная лошадь, это не значит, что на ней вообще отсутствует упряжь. На самом деле на её морде есть ременной недоуздок, который охватывает её снизу и сверху. Снизу к нему прикреплено кольцо, где крепится поводок для лошади. Таким образом, удобно вести лошадь в нужном направлении. Когда приступают к запряжке лошади, недоуздок необходимо снять, а вместо него надеть уздечку.

Это ровные пластины, которые располагаются с внешней стороны глаз. Одной из их функций является защита глаз от мелких предметов. Их устанавливают с помощью специальных держателей и располагают так, чтобы они минимально ограничивали обзор и располагались таким образом, что две третьих были ниже уровня глаз.

Обратите внимание! Думая, как запрячь лошадь в телегу, нужно учитывать, что шоры удобны, когда лошадь идёт по автомобильной дороге. В этом случае уменьшится её страх перед автомобилями, которые будут близко мчаться.

Их прикрепляют концами к удилам. Вожжи держит возница, который с их помощью управляет движением лошади.

Он предназначается для того, чтобы тягловую силу лошади передать телеге. Принцип его действия состоит в том, чтобы впрячь коня так, чтобы деревянные части плотно прилегали к телу, не мешая дыханию. При этом лошадь толкает хомут всем телом, используя свою силу наиболее эффективным образом.

Ещё польза от него состоит в том, что он снижает вибрацию, передаваемую от телеги, амортизируя её при движении по неровным дорогам.

Обычно его изготавливают из двух мощных деревянных деталей, скреплённых одной стороной вместе. Эти части называются клещами. Когда их надевают через голову лошади, их нижние части раздвигают, а затем их связывают супонью.

Строение хомута

Хомут одевают таким образом, чтобы он плотно облегал тело лошади, но при этом не натирал в процессе езды. Под него подкладывают хомутину, которая представляет собой мягкую и эластичную подкладку.

Хомут устанавливают таким образом, чтобы он не мешал дыханию лошади во время работы.

Шлея представляет собой сложную конструкцию ремней, которые будут охватывать лошадь. Её значение состоит в том, чтобы предохранить хомут от смещения в различных сложных ситуациях. Примером одной из них является ситуация, когда телега едет с горы, и хомут может сдвинуться по направлению к голове лошади.

На заметку! Шлея – это набор ремней, которые с одной стороны прикреплены к хомуту, а с другой – плотно охватывают лошадь в различных направлениях. Один из них проходит вдоль верха крупа лошади, два расположены по бокам. Также предусмотрены два ремня, которые обхватывают туловище в вертикальной плоскости и проходят под крупом лошади.

Она представляет собой деревянную конструкцию, которая передаёт тягловую силу от коня к телеге, куда её запрягли. При этом вертикально расположенная часть, называемая дугой, имеет форму полукруга, к концам которого должны быть прикреплены деревянные направляющие.

Гуж

Когда необходимо оглобли прикрепить к хомуту, их подвязывают специальными очень прочными ременными петлями. Зимой их рекомендуется смазывать дёгтем, чтобы они не стояли колом. Гужи нужно отрегулировать так, чтобы они имели равную длину и обеспечивали правильное положение оглобли: она не должна отклоняться ни в одну, ни в другую сторону.

Натягивают гуж

Кроме этого, дёготь предохранит гужи от впитывания влаги и преждевременного разрушения.

Кроме того, что они прикрепляют оглобли к хомуту, гужи прикрепляют дугу к ним.

Их основной функцией является ещё одно прикрепление оглобель. Для этого используют крепкий ремень, который пропускают через кольца сверху и снизу крупа и подвязывают к обеим оглоблям.

Эта деталь упряжи охватывает туловище коня сверху вниз. Верхняя часть, так же, как и нижняя, обычно снабжена кольцами. Одно расположено сверху и два по бокам и чуть ниже. Нижняя петля (есть не всегда) находится в самой нижней её части. Поскольку верхняя часть предназначена для нагрузок, обычно её снабжают войлочной подкладкой, которая снижает трение. Прикрепляют седёлку, затягивая подпругу снизу.

Совет! Если речь идёт о перевозке тяжёлых грузов, впрягают лошадь, используя так называемую горбатую седёлку. Верхняя часть у неё металлическая и согнута под острым углом. Если тяжесть значительная, такое устройство снизит нагрузку на лошадиный круп.

В некоторых случаях, если это необходимо, можно использовать намордник для лошади. Он одевается на переднюю часть морды и закрепляется специальным ремешком, который проходит за ушами.

Намордник силиконовый

Может также использоваться воротник. Его надевают на шею, и он расширяется по направлению вперёд. Его размеры таковы, что лошадь может смотреть только вперёд.

В основном, применяются следующие виды упряжи:

  • одноконная;
  • упряжка из двух лошадей;
  • тройка коней;
  • многоконная.

Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.

Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.

При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно.

В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.

Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.

Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.

Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.

К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.

Также есть и другая классификация видов конной упряжи:

  1. Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.
  2. Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного. Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.
  3. Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга. Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.
  4. Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.
  5. Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.

Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.

Правила запряжки

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.

Необходимо прикрепить седёлку

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Как нужно распрягать коня

Обычно в этом случае действия происходят в обратном порядке по отношению к запряжке. Это выглядит следующим образом:

  1. Сначала отвязывают вожжи и вынимают их.
  2. Отвязывают ремни, которыми оглобли были подсоединены к седёлке.
  3. Развязывают супонь, отсоединяют дугу и аккуратно её снимают.
  4. Выводят коня от оглобель, отвязывают и отсоединяют шлею.
  5. Снимают хомут, отсоединяют и снимают седёлку.

Затем животному вытирают пот, если на дворе зима и коню холодно, накрывают попоной.

Запрягать коня – это довольно сложное дело. Чтобы его освоить, перестать быть в этом новичком, нужно проделать такой урок неоднократно. При этом важно помнить о том, чтобы при запряжке не нанести повреждений и не спровоцировать натёртости или другие проблемы. Если всё сделать правильно, конь станет надёжным помощником для своего хозяина в жизни.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *