Прицеп для пчел своими руками

Прицеп для перевозки пчелиных ульев своими руками

Не все пчеловоды сталкивались в своей практической деятельности с проблемой транспортировки пчелиных семей, но те, кто сталкивался, знают, что это может быть достаточно непростое занятие. Поэтому к нему стоит подготовиться заранее. Учитывается очень много различных факторов, включая тип и габариты улья, особенности дороги, по которой будет осуществляться транспортировка, тип транспорта и так далее. Не менее важно понимать, каким же должен быть прицеп для перевозки пчёл. Его необходимо грамотно подобрать, либо, если есть возможность и желание, изготовить собственными руками. Впрочем, пойдём по порядку.

  • Подготовка к перевозке
  • Основные советы
  • Устройства для перевозки
  • Самодельные устройства для перевозки
  • Видео. Как перевозить пчел

Подготовка к перевозке

Перевозка ульев

Для начала разберёмся, каким образом необходимо готовиться к перевозке. Тут есть несколько моментов, которые обязательно важно учитывать:

  • Из улья должны быть извлечены все нестабильные элементы, которые могут не перенести тряску. Например, соты с мёдом.
  • Рамки необходимо закрепить как можно лучше, потому что иначе при движении они будут убивать пчёл. Они должны максимально сильно быть зафиксированными. Даже если рамка не убьёт пчёл, то как минимум может очень сильно напугать своим шумом, а, как известно, лишнее беспокойство пчёл никому не нужно.
  • Не забудьте принять меры предосторожности на случай аварии или нестандартных ситуаций, когда пчёлы могут выбраться. Будучи беспокойными, они запросто могут ужалить того, кто попадётся им «под руку». Так что плотно накрывайте ульи.
  • Позаботьтесь об обмене воздуха, потому что пчёлы в их возбуждённом состоянии потребляют его в полторы сотни раз больше. Можно прорезать в крышке небольшие отверстия, которые затем прикрыть сеткой, либо сделать очень узкие щели вдоль стенок.
  • Весной рекомендуется добавить в гнёзда вощины. В более тёплые периоды рекомендуется оставить побольше свободного места в верхней части улья.
  • Для безопасности рамок можно вбить под планкой колышки – простой и доступный метод фиксации. Но лучше уменьшить рамки в размере, если имеется такая возможность.
  • Не забывайте непременно держать под рукой пульверизатор, защитную одежду, инструменты, сетку – это пригодится для оперативного устранения неприятностей, которые могут возникнуть теоретически во время пути.

Основные советы

Транспортировка пчел

Несколько общих советов по процессу перевозки:

  1. Старайтесь осуществлять перевозку рано утром, тщательно закрыв пчёл от поступления солнечного света.
  2. На время перевозки летки закрывают, после перевозки оперативным образом открывают.
  3. После перевоза необходимо правильно повернуть ульи. В прохладное время летки поворачивают на юг, в тёплое – на север.
  4. Запаривание пчёл (от слова «пар») – большая проблема. Она не будет возникать, когда вы перевозите пчёл, которые сезонно питаются густым мёдом, а не жидким нектаром.
  5. Не открывайте ульи раньше, чем через двадцать минут после выгрузки.
  6. Не забывайте про утепление ульев, чтобы пчёлы не пострадали от перепада внешней температуры.

Устройства для перевозки

Крупногабаритный прицеп для перевозки пчел

При первой же возможности рекомендуется перевозить ульи на специальных платформах или прицепах. Тем более что прицеп для пчел купить можно практически везде. Они могут быть различными. В наиболее простом виде это ровная платформа с каркасом для сетки, который может иметь высоту до двух метров. Грузоподъёмность может быть около двух тонн. Чем больше, тем лучше, потому что обязательно возникнут ситуации, когда объём ваших ульев будет расти, пчёл будет всё больше, перевозка будет всё более сложной.

Конечно, можно применять и стандартные двухколёсные прицепы, но только там гораздо ниже будет вместительность, да и наклон у некоторых подобных моделей усложняет перевозку, делая её менее стабильной. Впрочем, на крайний случай можно обойтись и традиционным прицепом. Или сделать свою платформу, о чём далее.

Если вы пользуетесь готовой платформой для перевозки пчел и перевозите там сразу несколько рядов ульев, то рекомендуется хорошенько закрепить их. Если конструктивно крепления не предусмотрены, сбивают импровизированные деревянные перила.

Важно понимать, на какой автомобиль ориентирована платформа. Если у вас имеется грузовое авто, то, конечно, вам будет удобнее всего. Тем не менее, подойдут и автомобильные прицепы для пчел. Они способны за один раз перевозить до пятнадцати типовых ульев. В качестве альтернативы многие применяют трактора, если к последним имеется удобный доступ. А вот принципы перевозки и подготовки к перевозке, приведённые выше, в зависимости от транспортного средства не меняются.

Самодельные устройства для перевозки

Есть несколько вариантов самодельных устройств, которые можно применять для перевозки пчёл. Для совсем небольших расстояний можно предпочесть тележку, в том числе тележку подъёмник. Она устроена в общем виде просто. Это стальная рама, колёса, ось, вилки. Опционально могут присутствовать и другие элементы. Улей поднимается на вилку, перемещается на нужное расстояние. Изготавливается подобное всегда из металла, иначе прочности попросту не хватит. Материал можно позаимствовать от прицепа авто, от воза и от других аналогичных конструкций. Правильно собранная тележка позволит перевозить ульи как горизонтально, так и вертикально.

Есть много различных схем, как можно сделать подобные тележки. Вот пара примеров. Первый:

Второй:

Но необязательно это будут именно что тележки. Потому что на них, понятное дело, перевозится лишь ограниченное количество пчелиных жилищ, да и то на достаточно небольшие расстояния. Приходится думать над альтернативными вариантами. И тут вручную можно сделать свой небольшой прицеп для перевозки пчел. Опять же, подходы и конструктивные особенности могут быть принципиально различными, но общая суть одна. Вот как выглядит типовой прицеп для перевозки пчел, который можно собрать самостоятельно:

Конечно, конструкцию можно дополнить и видоизменить ровно так, как это нужно, исходя из ваших требований. Можно поставить, например, защитную штору, или лучше отрегулировать расстояние расположения ульев при помощи профилей. Выбор только лишь за вами.

Видео. Как перевозить пчел

Перевозка пчел используя прицеп

Любая достаточно крупная пасека нуждается в транспортировке пчелиных ульев. И если раньше пасечники использовали для этого телеги, то современный пчеловод нуждается в надежном автомобиле, при помощи которого он весной и летом сможет вывезти свою пасеку на новое место, где будет достаточная кормовая база.

Естественно, что для пчеловодов данная манипуляция доставляет ряд неудобств. Но если подойти к процессу перевозки пчел на медосбор ответственно и грамотно, то можно существенно облегчить себе жизнь. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Плюсы и минусы

Если рассматривать перевозку ульев с пчелами на новое место, как один из пчеловодных методов, то у него имеются следующие преимущества:

  • Таким способом легко увеличить популяцию насекомых.
  • Качество медовой продукции становится выше.
  • Расширяется ассортимент меда.
  • Ну, и если рассматривать глобальные преимущества для самих посадок сельскохозяйственных культур, то на них повышается качество опыления.

Но несмотря на то, что перевозная пасека дает свои плюсы собственнику, у нее все же имеются и определенные минусы:

  • При транспортировке пчел на дальние расстояния, существенно увеличивается смертность насекомых, если не соблюдены четко установленные правила.
  • Определенные неудобства для самого пчеловода с точки зрения проживания.
  • Дополнительные финансовые затраты, которые нужны для того, чтобы приобрести платформу для погрузки ульев.

Разновидности

На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:

  • Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
  • Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
  • Специально сконструированный пчелопавильон.

Для легкового авто

Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.

Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:

  • На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
  • Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
  • Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
  • При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
  • Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
  • При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.

Для грузового авто

Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.

Платформа

Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.

Преимущества ее использования заключаются в:

  • Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
  • За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.

Павильон

Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:

  • Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
  • Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
  • Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.

Изготовление и чертежи

Если нет возможности приобрести специальное приспособление для транспортировки, не стоит оставлять идею вывезти пчелосемьи на новое место медосбора. Достаточно всего лишь потрудиться над выполнением прицепа для перевозки пчел, ведь его вполне возможно сконструировать и собрать своими руками. Важно только обзавестись готовыми чертежами какой-либо платформы или прицепа.

Так же следует подготовить следующие инструменты и материалы:

  • Сварочный аппарат.
  • Трубы стальные разного квадратного или прямоугольного сечения, длиной приблизительно 12 м и 24 м.
  • Уголки для крепления.
  • Трубы круглого диаметра.
  • Подшипники.
  • Пластиковые панели.
  • Листы стали в зависимости от габаритов на чертеже.
  • Фанеру в качестве дна прицепа.
  • Специальные железные петли.

Так как сделать прицеп для перевозки пчел – непростая задача, сборка всей конструкции осуществляется поэтапно, в зависимости от вида чертежа и особенностей технологического изготовления итогового изделия.

Готовые модели

Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.

817730.001

Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.

Прогресс

У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.

Тандем

Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.

С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.

Ось

Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.

К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.

МЗСА

Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.

Правила перевозки

Перед тем, как изготовить конструкцию прицепа или платформы, необходимо четко себе представлять те требования, которые выдвигаются правилами дорожного движения к передвижению таких транспортных средств. Габариты не должны превышать установленные параметры. К тому же, собственник прицепа должен максимально часто проводить его технический осмотр и выравнивать искривляющиеся элементы.

Важно при транспортировке соблюдать все правила перевозки:

  • Не превышать скорость.
  • Не идти на обгон, так как это создает виляющее движение, которое способно не только опрокинуть всю конструкцию и погубить пчелосемьи, но и привести к серьезной аварии.
  • Так же нельзя резко осуществлять торможение. Это вызывает неравномерное распределение нагрузки у перевозимого груза.

Опираясь на представленную информацию можно без труда подобрать себе транспортное средство в виде прицепа, платформы или павильона и реализовать на своей пасеке кочевое пчеловодство.

Плюсы и минусы кочевой пасеки

Какая пасека лучше — стационарная или передвижная, каждый пчеловод решает сам. Разберемся в преимуществах и недостатках пасеки на колесах.

Плюсы при использовании кочевой пасеки:

  • Кочевая пасека отличается от стационарной мобильностью (легко собирается, разбирается, перевозится).
  • Есть возможность получить больше меда, чем при стационарном размещении. Ульи перевозятся к местам с большим количеством медоносов.
  • Больше возможностей получить монофлерный мед (из 1 вида растений) — липовый, гречишный, донниковый.
  • Еще одна особенность — есть возможность выбора экологически чистых мест.

Минусы кочевой пасеки:

  • Увеличение расходов на покупку и содержание транспорта (бензин, ремонт).
  • Необходимость приобретения дополнительного инвентаря — поилок, подставок для ульев.
  • Некомфортное проживание в походных условиях;
  • Трудоемкость погрузки, разгрузки ульев, подготовка площадки под них.
  • Износ ульев при частых переездах.
  • Необходимость в охране стоянки.

Прежде чем вложить деньги в производство меда, нужно хорошо изучить вопрос — как организовать пасеку с нуля начинающим пчеловодам, чтобы избежать типичных ошибок.

Как выбрать место для кочевой пасеки

Точёк — это пасечная площадка, которую пчеловод готовит для проживания пчел.

Для хорошего роста и продуктивности пчелиных семей при выборе места ориентируйтесь на следующие особенности:

  • Располагайте точёк в непосредственной близости от медоносов. Возможно размещение на полях с посевами (если есть договоренность с хозяевами посевов). Пчелы будут иметь возможность сделать больше вылетов и принесут больше нектара и пыльцы.
  • Заранее продумывайте маршрут передвижения пасеки в зависимости от времени и очередности цветения полей с медоносами.
  • Выбирайте место, защищенное от ветров, особенно с севера и северо-востока. Площадка должна быть ровной.
  • Не располагайте пасеку по пути лёта к медоносам пчел из других хозяйств. Во время ненастья (ветра, дождя) большая часть пчел может залететь в чужие ульи и не вернуться домой. Или же чужие пчелы при плохом медосборе могут разворовывать мед из ваших ульев.
  • Расстояние между кочевыми пасеками не должно быть менее 1,5 км.
  • Желательно, чтобы рядом с выбранным местом был чистый водоём.

Пасека — это прежде всего место, где осуществляется вся работа с пчелами. От правильной организации зависит состояние пчелиных семей и успех пчеловода.

Правильная расстановка

Лучше для передвижной пасеки выбрать лес с лиственными деревьями. Место должно быть ровным, без пней.

Для правильной расстановки:

  • Мысленно произведите разметку участка под пасеку.
  • Часть ульев оставьте на прицепе так, чтобы к ним был свободный доступ. Остальные разместите на земле.
  • Располагайте ульи параллельно взятку, на одинаковом расстоянии. Хорошо, если между ульями будет промежуток 4 м. Расставить можно в шахматном или в квадратном порядке. Подойдет расположение группами по 2-4 шт. Летки могут быть направлены в любую сторону кроме северной.
  • Предусмотрите, чтобы в зной домики пчел находились в тени деревьев, а в утренние часы прогревались солнцем.
  • Пасечные дорожки предусмотрите позади ульев, чтобы не мешать полету пчел.
  • Не забудьте про покраску ульев. Они должны быть разного цвета, чтобы насекомые легче ориентировались.

Размещение ульев на кочевой пасеке

Выбираем транспорт для кочевой пасеки

От правильно подобранного транспорта зависит здоровье и работоспособность пчел. В дороге необходимо обеспечить максимально комфортные условия, без встрясок.

Как правильно транспортировать пчел

Учитывайте особенности перевозки пчел:

  • Для переезда подойдет легковой, грузовой автомобиль или автобус.
  • Выбирайте маршрут не более 30 км. Это облегчит переезд и вам и пчелам.
  • Проведите ревизию ульев: они должны быть крепкими, легкими, с ровной крышей (чтобы можно было устанавливать домики в несколько рядов).
  • Рамки в корпусе должны быть закреплены так, чтобы не было их смещения при перевозке. Пчелы не должны испытывать стресса.
  • При транспортировке следите, чтобы ульи не бились друг о друга и не доставляли неудобств пчелам. Можно связать их проволокой.
  • Застелите дно сеном, соломой, поролоном, чтобы уменьшить тряску.
  • Проверьте самочувствие пчел. Слабые семьи не стоит брать с собой в дорогу.
  • Осуществляйте погрузку вечером, после возвращения пчел в улей, а перевозку в ночные часы.

Смотрите видео о транспортировке пчел

Характеристика прицепов Пасека-16 и Пасека-24

Прицепы предназначены для нужд пчеловодов, имеющих передвижную пасеку. Производитель — Завод-фирма Ось (Украина, Кировоградская область, Кропивницкий).

Прицеп Пасека-24

Техническая характеристика прицепа Пасека-16:

  • Состоит из платформы размером 4700х1800 мм.
  • Имеет спаренную торсионную ось.
  • Размер шин 185/80R14.
  • Есть тормоз наката гидравлический.
  • Грузоподъемность 1800 кг.
  • Количество загружаемых ульев — 16.

Техническая характеристика прицепа Пасека-24:

  • Состоит из платформы размером 4800х2050 мм.
  • Имеет спаренную торсионную ось.
  • Снабжен выдвижной кассетой на 8 ульев.
  • Размер шин 185/80R14.
  • Есть тормоз наката гидравлический.
  • Грузоподъемность 2000 кг.
  • Высота погрузки — 750 мм.
  • Масса прицепа — 700 кг.
  • Количество загружаемых ульев — 24 (12 рамковых).

Разновидность — Пасека седельная-24 грузоподъемностью 1500 кг.

Как сделать прицеп для пасеки своими руками на 10 ульев

Прицеп на легковой автомобиль можно выполнить из обычного прицепа путем наращивания бортов. Для надежности желательно добавить вторую ось. Процесс изготовления состоит из 2 операций: необходимо собрать каркас и выполнить платформу.

Устройство прицепа

Основой служит автомобильный двухосный прицеп. Поверх него находится платформа с бортиками. Крепится к транспорту горизонтальным рычагом (дышлом).

Чертеж и пошаговая схема сборки

Пошаговая инструкция:

  • Определитесь с размерами будущего прицепа, исходя из размеров ваших ульев. Учитывайте, что габариты прицепа не должны мешать движению транспорта на шоссе. Примите во внимание мощность автомобиля — справится ли он с нагрузкой.
  • Начертите схему в соответствии с вашими запросами. Используйте примерную схему (смотрите ниже).
  • Запаситесь необходимыми расходными материалами: профиль, трубы, доски.
  • С обычного автомобильного прицепа (можно использовать старый) уберите борта. Расширьте платформу с помощью сварной конструкции из труб.
  • Для усиления конструкции также используйте трубы.
  • Приварите бортики. Пол застелите металлическими листами или досками.
  • Обработайте металлические детали от ржавчины, покрасьте краской по металлу.

Смотрите видео о том, как можно сделать прицеп из обычного автомобильного

Схема сборки прицепа

Как сделать прицеп для кочевой пасеки своими руками на 20 ульев

Прицеп рассчитан на установку ульев в 2 ряда с проходом между ними для ухода за пчелами. Для изготовления требуется сварочный аппарат и навыки сварочных работ.

Устройство

Прицеп состоит из каркаса, бортиков, деревянного пола, дышла с прицепным устройством, 2 осей с рессорами, 4 колес. Выполняется сваркой металлических деталей, механической сборкой.

  1. Из металлических труб длиной 5 м прямоугольного сечения 60*40 мм сварите боковины. Для более прочной конструкции приварите к боковинам усилители из трубы с сечением 20*30 мм.
  2. Поставьте боковины параллельно друг другу на расстоянии 1,2 м.
  3. Положите поверх них поперечные трубы длиной 1,8 м, профилем 60*40 мм. С каждой стороны будет выступ трубы по 30 см. Каждая труба должна размещаться на расстоянии 55 см. Приварите трубы.
  4. Установите на корпусе балки из толстостенных труб.
  5. Закрепите на балках рессоры, установите колеса.
  6. Переверните конструкцию. Приварите дышло, закрепите на нем прицепное устройство.
  7. Приварите борта в виде рамок без облицовки.
  8. Обработайте все металлические детали от ржавчины. Покрасьте краской по металлу. Дайте просохнуть.
  9. На мебельные саморезы закрепите доски пола. Предварительно покрасьте доски с нижней стороны.
  10. Проверьте прицеп на ходу без ульев.

Смотрите видео о том, как можно выполнить прицеп своими руками

Схема прицепа

Делаем навес для кочевой пасеки своими руками

Навес необходим для откачки меда, работы с ульями. Иногда его используют, чтобы укрыться от дождя, защитить пчел от палящего солнца, отделить контрольный улей. Навес можно соорудить над прицепом, в котором перевозятся насекомые. Для этого по углам и по борту делают металлические стойки, на них крепят дуги, а затем — листы поликарбоната. Можно заменить его дермантином. Иногда используют старые палатки. Еще один вариант — вбивают колья и натягивают брезент. В идеале используют готовый павильон.

Оригинальный навес из подручных материалов

Особенность кочевой пасеки с ульями лежаками

Ульи лежаки имеют горизонтальное устройство. Выпускают с 10, 12, 15, 20, 25 рамками. Чаще используются в стационарном пчеловодстве, но, любители кочевать со своей пасекой на медосбор, также применяют такую конструкцию.

Преимущества ульев лежаков:

  • Удобны при перевозке, более устойчивы, не могут опрокинуться.
  • Имеют простую конструкцию, широкий удобный леток.
  • Имеют плоскую крышу. Компактно располагаются в транспорте.
  • В них быстро наращивается масса пчелиной семьи.
  • Количество меда в 2 раза превышает показатели по другим ульям.
  • С ними легче предупредить роение.
  • Удобны при переноске вдвоем.

Совет! Для облегчения переноски лучше использовать для ульев лежаков легкие материалы, например, фанеру.

Смотрите видео об особенностях конструкции ульев лежаков

Так выглядит улей лежак

Инвентарь для кочевой пасеки

Инвентарь пасеки условно делят на 3 вида:

Инвентарь для осмотра семей пчел:

  • Стамеска из стали с загнутым концом — используется как рычаг для того, чтобы зацепить рамку; обратная заостренная сторона применяется для очищения рамок и пчелиных домиков;
  • Дымарь — состоит из цилиндрического корпуса, закрытого крышкой, мехов (роль поддувала для углей). В корпусе устройства находится стакан с отверстиями в нижней части. Он предназначен для сгорания “топлива”.

Важно! В качестве “топлива” используется грибы-трутовики, прогнившие щепки из ольхи, березы, ивы, те материалы, которые выделяют при сгорании много дыма.

В качестве успокоительного для пчел используют сушеные мелиссу, мяту.

  • Щетка для сметания пчел с рамок, для уборки в весенний период. Должна быть мягкой, чтобы не нанести травмы насекомым;
  • Переноска рамок — фанерный ящик с крышкой и ручками для удобства переноски. Вмещает 8-10 рамок. Может быть использован для кратковременного размещения насекомых — отводка, снятого роя. Дополнительно предусмотрены леток и крышка-сетка.
  • Паяльная лампа или газовый баллончик — используются для обеззараживания ульев перед помещением в них семей пчел.
  • Вешалка-держатель — для подвешивания рамок при осмотре семьи (на 2-4 шт.).
  • Металлический захват — выполняет роль щипцов при извлечении рамок.
  • Холст — отрез хлопчатобумажной или льняной ткани. Им закрывают рамки в гнезде.

Инвентарь для ухода за матками:

  • Колпачок — используется для подсаживания племенной матки в семью, для изоляции матки при смене старой на молодую. Состоит из жестяного обода (диаметром 90, 120 мм), сетки и креплений.
  • Клеточка Титова — коробочка с сеткой, 2 отверстиями — входным и для корма. Используется для изоляции матки в гнезде, транспортировки, подсадки в новую семью, для защиты.
  • Решетка разделительная — пластина из белой жести или пластмассы размером 446×235 мм, имеет продолговатые отверстия, расположенные рядами.С помощью решетки разграничивают гнезда для выделения изолятора, вывода матки.

Инвентарь для работы с рамками:

  • Шило — в боковых рейках рамок делают отверстия, чтобы натянуть проволоку.
  • Лекало специальное — для наващивания рамок гребешком, катком или электрическим наващивателем.
  • Круглогубцы — для продевания проволоки в отверстия на рамке.
  • Каток со шпорой — для наващивания холодным методом. Состоит из валика и зубчатого диска.

Инвентарь для откачки меда:

  • Сито для процеживания меда (диаметр отверстий 1-3 мм).
  • Нож с широким плоским двусторонним лезвием — для распечатывания сот. Используется нагрев водой, паровой нож или электронож.

Инвентарь необходим не только в период активной жизни пчелиных семей, но и в ходе осенних работ на пасеке и подготовке к зимовке.

Смотрите видео о необходимом инвентаре для пасеки

Вывод матки на кочевой пасеке

Матки могут жить 5 и более лет. Обычно на пасеке матку держат не более 2 лет, затем меняют. Исключение составляют племенные особи. У многих пчеловодов существует своя методика вывода матки. Познакомьтесь с одной из них.

Для выведения молодых маток соблюдайте следующие условия:

  • используйте теплую погоду, при наличии взятка;
  • ульи должны быть утеплены;
  • для маточного воспитания берите только что вылупившиеся личинки из продуктивных семей;
  • для воспитания выбирайте сильную, предрасположенную к роению семью;
  • используйте лучший период для расплода — середину мая;
  • должны быть в достаточном количестве запасы корма, печатного и открытого расплода.

Инструкция по выводу матки:

  • Поставьте рамку с мисочками (их можно приобрести в специализированном магазине) для полировки пчелами в выбранный улей на 2-3 дня.
  • Найдите матку и сделайте отводок, осиротив семью.
  • Медоперговую рамку с маткой и пчелами поместите в отводок.
  • Добавьте в отводок еще 2 рамки с печатным на выходе расплодом.
  • В улей, где была матка, с краю поставьте рамку с пергой.
  • Со следующих 2 рамок с яйцами, медом и пергой стряхните пчел обратно в улей и уберите их в другое место.
  • Вместо их поставьте пару рамок, затем прививочную рамку. Следом установите еще 3 рамки с печатным расплодом. Гнездо получится “ужатым”.Отделите установленные рамки деревянной или пенопластовой доской. Закройте сверху плёнкой. Со временем из отводка пчелы вернутся в свой улей.
  • Через 5-6 часов в каждую мисочку сделайте прививку личинок (они имеют вид полумесяца) из рамки. Доставайте аккуратно шпателем вместе с маточным молочком и переносите в мисочку.
  • Поставьте прививочную рамку в стартер воспиталку. Пчелы будут кормить и греть личинок. Положите пакетик с подкормкой из медовой сыты.
  • Закройте рамки потеплее тканью. Через 2 дня проверьте. Периодически подкармливайте.
  • На 10 день наденьте на маточники защитные колпачки, чтобы 1 вышедшая матка не погубила маточники. В колпачки положите немного корма канди.
  • Через 2 дня пометьте вышедших маток. Через 5 дней матки выйдут в свет.

Неплодная (только что родившаяся) матка при хороших погодных условиях уже на 3 день вылетает из улья, покидает дом, совершая ознакомительный облет. На 5-7 день спаривается с трутнями. Ещё через 2-4 дня начинается откладывание яиц. Эту матку называют “плодная”. Сроки зависят от того, насколько сильная семья. Это один из многих способов увеличить пасеку.

Пчелиная матка в окружении пчел

Как оформить кочевую пасеку

Приняв решение использовать выездную пасеку, изучите перечень документов, разрешающих такой вид деятельности. На пасеку в обязательном порядке заполняют ветеринарно-санитарный паспорт. Этот документ дает разрешение на выполнение любых действий — перевозку ульев, продажу меда, пчеломаток, покупку семей и т.д.

Семь разделов включают в себя сведения о владельце пасеки, ее описание, местоположение, характеристику семей, количество ульев, санитарное состояние и здоровье насекомых, перечень профилактических мероприятий, результаты лабораторных исследований пчел, меда, перги и т. д.

Получить документ можно в районной ветеринарной станции. Предварительно хозяйство проверяет ветеринарный врач, берет пробы для анализа, дает заключение о соблюдении санитарных норм и правил. Если претензий нет, выдается паспорт с подписью врача и печатью.

Каждый пасечник должен точно знать, как получить паспорт пасеки, какие мероприятия следует провести в своем хозяйстве перед проверкой.

Перед выездом необходимо оформить один из санитарных документов, представленных ниже:

  1. Ветеринарное свидетельство (форма № 1) — необходимо для перевозки пчел за пределы района проживания в любое место на территории России. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается руководителем или врачом, у которого есть на это полномочия, заверяется печатью.
  2. Ветеринарная справка (форма № 4) — необходима для перевозки пчел в пределах района проживания. Оформляется в ветучреждении, подведомственном органам исполнительной власти субъекта РФ, подписывается врачом, заверяется печатью.
  3. Ветеринарный сертификат (форма № 6.1).

Если мобильная пасека планируется в лесу, то следует знать статью 38 Лесного кодекса. По этому документу пасеки можно располагать в лесных угодьях на основании договоров аренды с учреждениями, на территории которых находится лес.

В регионах РФ действуют собственные законы, которые необходимо знать и выполнять.

Кроме того, необходимо иметь разрешение на управление транспорта с прицепом и открыть соответствующие категории. Прицеп должен быть обеспечен номерными знаками, документами ГИБДД, допустимый вес без груза 750 кг..

Еще больше требований предъявляется к документации и деятельности, если используется пасека как бизнес.

Возьмите на заметку

Прежде чем решиться на использование кочевой пасеки, изучите соответствующую информацию и сделайте правильный для себя вывод. Помните:

  • Перед началом кочевой жизни с пчелами приведите в порядок все документы на пасеку и перевозку семей пчел.
  • Проведите ревизию пчелиных ульев, проверьте наличие необходимого инвентаря.
  • Оцените физическое состояние пчел и пчеломатки.
  • Позаботьтесь о транспорте. Выберите оптимальный вариант прицепа в зависимости от количества ульев. Например, прицеп Пасека-24, ось которого спаренная торсионная выдерживает большие нагрузки.

Совмещайте приятное с полезным — наслаждайтесь чистым воздухом и получайте еще больше качественного меда.

Как самостоятельно сделать автомобильный прицеп для перевозки ульев с пчелами?

В течение сезона пчеловод вынужден организовать своим пчелам до пяти переездов, ведь медоносные зоны в нужном количестве редко расположены недалеко от пасеки. Поэтому незаменимым будет знание о том, как сделать прицеп для перевозки пчел своими руками, чертежи и инструкция тоже не будут лишними. Постоянные перемещения пчел к новым местам облегчают медосбор и способствуют росту итогового количества меда до 40%.

Средний срок цветения растений-медоносов длится от 10 до 20 дней, после этого улики можно возвращать в прицеп для перевозки пчел и переезжать на другое место. Эти миграции обычно выпадают на жаркие месяцы.

При температуре выше 25С важно организовать качественную вентиляцию, чтобы не запарить насекомых в ульях. Для облегчения работы кочевой пасеки пчеловодам приходится покупать или изготавливать самостоятельно специальные приспособления, которые помогают грузить и транспортировать улики:

  • самое простое решение – тачка;
  • более функциональный вариант – простая тележка или тележка-подъемник;
  • оптимальный вариант – автомобильный или самодельный прицеп;
  • самый сложный и самый удобный – платформа для перевозки пчел или пчелопавильон.

Подробности о приспособлениях для транспортировки

Многие производители товаров для сферы пчеловодства предлагают широкий ассортимент оборудования, произведенного в заводских условиях, но оно ориентировано только на крупные хозяйства. Поэтому, в попытках оптимизировать свой труд, владельцы небольших пасек вынуждены использовать несколько разных приспособлений или изготавливать что-то самостоятельно.

Если нет времени и желания всерьез озадачиваться работой над техническим усовершенствованием своей пасеки, то для облегчения и ускорения погрузочно-разгрузочных работ можно использовать просто тачку и тележку для перевозки.

Более сложный вариант – приобрести тележку-подъемник, которая позволит избегать физических нагрузок и экономить время. И на больших пчелофермах используют такое оборудование, оно зарекомендовало себя высокой проходимостью в разных условиях и устойчивостью на неровных поверхностях. Использование даже примитивной техники ощутимо повышает производительность труда.

Многие пасечники используют прицепы для перевозки пчелиных ульев. За каждый рейс на них можно перевезти не более 20 единиц. Но не любой прицеп легкового автомобиля можно использовать для этих целей. Есть ряд требований, которым он должен соответствовать, главные из них – надежность, вместительность и высокая продуваемость для летних переездов на значительные расстояния.

Более крупным пчеловодческим хозяйствам, чтобы часто перевозить пчел, не обойтись без платформ. На них устанавливаются павильоны, которые позволяют не пересаживать пчелосемьи. Достаточно только сцепить павильон на платформе с машиной, и сразу можно ехать в нужное место. Этот способ максимально упрощает сезонное кочевничество.

Чертежи

Инструкция по изготовлению

Используя в качестве базы ходовую часть автомобильного прицепа, пчеловоды разработали чертежи и методики, чтобы изготовить прицеп для перевозки пчел своими руками. Единственное условие, требующее строгого соблюдения – выдержать ширину изделия, не выходя за рамки максимально разрешенной в ПДД.

Для увеличения вместительности принято удлинять конструкцию, но оптимальным размером считается 2.5х5.6 метров. Такие габариты позволяют перевозить павильон с 60-ю уликами, расставленными в два ряда по три яруса.

Что понадобится для сборки платформы:

  1. В основу конструкции нужен прицеп, хорошим вариантом будет взять изделие старого образца, производства ОЗТП-Сармат.
  2. Трубы прямоугольного сечения 2,5*5 см 12 м и 2*4 см 24 м.
  3. Уголки 3шт 4*180 см и 2шт 3,5*240 см.
  4. Трубы 3шт 20*240 см.
  5. Панели из пластика 24шт 10*180 см.
  6. Листы металла по планируемому размеру рамы для размещения ульев.
  7. Доски для укладки пола.

Из инструментов нужно вооружиться сварочным инвертором, дрелью, болгаркой и угольником.

Поэтапное руководство:

  • Начинать постройку платформы надо с удлинения рамы на 1 метр. Для этого заготовленные прямоугольные трубы привариваются к базовой конструкции.
  • Позаботившись об улучшении амортизационных характеристик, нужно установить рессоры в комплекте с пружинами и амортизаторами.
  • Из трубы 2,5*5 нужно изготовить раму 2,4х1,8 м. В качестве ребер жесткости выступают трубы, приваренные через каждые 0,5 м.
  • Следующий шаг – к раме нужно приварить полученную конструкцию, используя сварочный инвертор.
  • Разметить разделение всей платформы в длину на 3 равные части.
  • Для простого размещения уликов изготавливаются выдвижные салазки. Их рама сделана из прямоугольной трубы 2*5 и укреплена пятью поперечными трубами.
  • Разделение мест под ульи организовано с помощью уголков 4*60, а для крепления используются петли, по 5 штук вдоль бортов.
  • На дно выдвижной рамы укладывается лист металла.
  • Подвижность обеспечивают колесики, в роли которых могут выступать подшипники, равномерно распределенные по раме.
  • Напольное покрытие конструкции организовывается из досок.
  • Ко всем углам рамы нужно приварить стойки по 1,55м. Для повышения надежности и устойчивости конструкции, дополнительные стойки привариваются по углам квадратов, на которые можно условно разделить всю конструкцию.
  • Для усиления крепления к сцепному устройству прицепа приваривается труба 4*150 и два 4 см уголка под наклоном.
  • Теми же уголками сверху оборудуется крепление для пластиковых панелей, которыми покрывается крыша. Герметичность покрытия не так важна, основная задача крыши над платформой – затенение ульев.
  • По желанию, под самой крышей можно изготовить полки или ящики, высотой порядка 35 см, для хранения мелкого оборудования или инвентаря пчеловода.

Перед каждой сварочной работой нужно угольником контролировать соблюдение 90 º угла. Разобравшись, как сделать из прицепа платформу, можно перейти к делу, адаптировав все параметры под свои потребности. Только в индивидуальном порядке можно просчитать, какой размер будет самым оптимальным.

Видео: прицеп для перевозки уликов своими руками.

Преимущества платформы

3 преимущества использования не просто автомобильного прицепа, а специальной платформы:

  1. Тряска во время переездов минимальна. Это позволяет избежать стрессовых ситуаций у пчел.
  2. Для облегчения труда пасечника, не требуется каждый раз спускать ульи на землю и возвращать их обратно.
  3. Возможность организации многоярусной конструкции из ульев, что позволяет за один раз вывезти к цветущим медоносам большее количество пчелиных семей.

Павильон на платформе может быть съемным и стационарным, служить только для сезонных перевозок пчелосемей или их круглогодичного содержания. Каждая особенность требует своих модификаций. Так, содержание и перевозка пчел зимой заставит утеплить павильон.

Для несъемных ульев платформу нужно дооборудовать подпоркой на передней части, для удержания горизонтального положения. При желании и потребности всегда можно реализовать любое альтернативное решение и дополнить конструкцию на свое усмотрение.

При условии изготовления своими руками, павильон на платформе – самый малозатратный и высокоприбыльный вариант организации пасеки. Конструкция большой вместимости и высокой мобильности – оптимальное решение для пасек любого размера.

Делаем прицеп для перевозки пчёл своими руками

Если вы пчеловод, то вы знаете, как нужно ухаживать за своими ульями и заботиться о своих пчёлах. Иногда возникают ситуации, когда вам необходимо переместить ульи с их текущего местоположения. Для тех, кто хочет перенести свои ульи, этот шаг потребует много предварительных исследований и планирования. И главное, что вам потребуется при их транспортировке, – это качественный и безопасный прицеп. Как сделать недорогой и надёжный прицеп для перевозки ульев своими руками.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перво-наперво, полностью поймите своих пчёл и как они ориентируются на свои ульи. Это важно, потому что, если вы не примете это во внимание, вы потеряете пчёл. Пчёлы имеют радиус 3-5 км., но перемещение чего-либо более чем на 3 м. за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности. Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение.

Для перевозки ульев и пчёл используются прицепы различных конструкций и модификаций. Самые распространённые из них:

  • легковой прицеп (прицеп легкового автомобиля);
  • платформа;
  • павильон.

Для транспортировки на небольшое расстояние, например, в пределах собственной пасеки или на соседний участок, можно воспользоваться обычной тележкой или просто ремнями. Конечно, здесь лучше заручиться поддержкой соседа или партнёра по пасеке. Рассмотрим виды самодельных прицепов для перевозки пчёл более подробно.

Прицеп легкового автомобиля

Прицеп легкового автомобиля используется для транспортировки ульев на небольшие расстояния или при небольшом количестве пчёл. Этот способ выделяется простотой и удобством, поскольку погрузить и выгрузить ульи здесь можно самостоятельно.

Профессиональные пчеловоды при транспортировке ульев пчелоприцепом на легковом ходу рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

  • Чтобы избавить прицеп и непосредственно пчёл от стресса и вибраций при перевозке, обязательно используйте солому или другой подобный материал в качестве подстилки на днище прицепа.
  • Распределяйте ульи правильно – их необходимо расположить параллельно бортам легкового прицепа.
  • Между ульями необходимо выдерживать определённый интервал. В большинстве случаев 10-15 см. будет достаточно.
  • Внимательно следите за поведением пчёл и положением улья непосредственно при погрузке и разгрузке. Выполнять работы необходимо с особой осторожностью.
  • Перевозите пасеку осторожно, максимум при 50-60 км/ч.
  • Правильно размещайте груз и обязательно зафиксируйте каждый улей ремнями.

Прицеп-платформа

Платформа для перевозки пчёл является наиболее популярным среди отечественных пчеловодов. Он представляет собой открытый прицеп с одной или двумя осями. Средняя вместительность такого прицепа – 50-60 ульев.

Среди основных преимуществ такого вида прицепа для пчёл выделяются следующие:

  • платформа может иметь несколько ярусов в высоту, позволяя перевозить большее количество ульев за один раз;
  • такой прицеп можно накрыть тентом или пластиковыми панелями, которые уберегут пасеку от дождя или прямых солнечных лучей;
  • процедура погрузки и выгрузки сот значительно упрощена благодаря их вертикальному расположению.

Прицеп-павильон

Такой павильон для пчёл выделяется среди остальных тем, что он также является и место обитания пчёл. То есть для их перевозки достаточно просто подцепить павильон к автомобилю, и можно сразу отправляться в путь. В большинстве случаев такие павильоны вмещают 30-40 домиков для пчёл (по 5 штук с каждой стороны в 3 ряда).

Как собрать прицеп для пчел своими руками

Чтобы изготовить прицеп для перевозки пчёл своими руками, для начала необходимо сделать чертёж. Также вам понадобится готовая повозка или конструкция, напоминающая тележку. Специалисты-пчеловоды рекомендуют использовать прицеп. Например, прицеп от «ОЗПТ-Сармат».

Итак, для изготовления прицепа вам понадобятся:

  • труба профильная 25×50 мм. — 12 м.;
  • труба профильная 20×40 мм. — 24 м.;
  • уголки 4×180 мм. —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм. —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм. — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см. — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм. для формирования дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Первым этапом изготовления прицепа для пчёл будет увеличение длины его основания на 1-1,5 м. Для этого понадобится профильная труба. После этого на сам прицеп нужно установить ходовую часть.

Пошаговая инструкция по сборке прицепа:

  1. В первую очередь необходимо изготовить раму-основание для прицепа. Здесь понадобится профильная труба 25х50 мм. Габариты готовой конструкции должны быть 2,4х1,8 м. ВАЖНО! Для обеспечения максимальной надёжности прицепа, через каждые полметра необходимо закрепить профили 20х40 мм. Приваривать трубы необходимо поперёк основанию прицепа.
  2. Следующим шагом будет закрепление полученной конструкции непосредственно к раме прицепа. Для этого понадобится сварочный аппарат. После того, как сварочные работы будут завершены, разделите полученную конструкцию на 3 части и нанесите разметку.
  3. Дальше нужно создать движущиеся салазки, предназначенные для размещения на них ульев с пчёлами.
  4. Из профильной трубы 25х50 мм. нужно вырезать и изготовить движимые салазки.
  5. Далее с помощью уголков 4х60 мм. нужно сделать места для размещения ульев. Делается это путём приваривания уголков к днищу прицепа. С каждой стороны должно получиться по 5 мест для ульев.
  6. Учитывая размещение только что приваренных уголков для ульев, на их уровне с помощью сварочного аппарата закрепить по 5 петель с каждой стороны. Они служат для фиксации погруженных на прицеп ульев и обеспечивают безопасность перевозки пчёл.
  7. На следующем этапе необходимо выложить дно полученной конструкции листом железа. ВАЖНО! Заранее определите необходимые габариты металла, исходя из чертежа готового прицепа.
  8. На следующем этапе понадобятся подшипники. Равномерно распределите их на раме конструкции. Это обеспечит подвижность салазок.
  9. Теперь, когда основные движущиеся части прицепа готовы, необходимо выстелить дно конструкции фанерой толщиной 16 мм., поверх металлического листа.
  10. Дальше приготовьте профильные трубы 20х40 для стоек. Их необходимо равномерно распределить по углам прицепа и приварить. Длина труб при этом должна быть не менее 1,55 м.
  11. Там, где будут размещаться салазки с каждой стороны готовой конструкции, приварите по 2 стойки из той же профильной трубы 20х40 мм. Высота стоек при этом должна быть 1,65м.
  12. Теперь практический готовый прицеп нужно укрепить трубой (круглой) 20х240. При этом её необходимо фиксировать через дышло конструкции.
  13. К только что установленной трубе приварите по 2 уголка 4х180 с каждой стороны.

Вот и всё! Ваш прицеп для транспортировки пчёл готов. Последним этапом работ будет создание основания для тента. Для этого используйте все оставшиеся уголки. В качества тента можно использовать пластиковые панели.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *