Размножение у рыб

Размножение и развитие рыб. Особенности их поведения

Большинство видов рыб раздельнополые животные. Для них характерно только половое размножение. У некоторых видов встречается половой диморфизм. Самки могут быть крупнее самцов. Самцам свойственны более яркая окраска, удлинённые плавники. Но у большинства видов рыб самцы и самки внешне трудноразличимы.

Рассмотрим строение половой системы рыб. У самок в полости тела находится большой мешковидный яичник, в котором созревают половый клетки – яйцеклетки, или икринки. Самцы имеют пару длинных семенников, которые в период размножения заполняются густой белой жидкостью – молоками, содержащими огромное количество сперматозоидов. От яичников и семенников отходят протоки, которые открываются наружу половым отверстием.

Время наступления половой зрелости различается у разных видов. Например, окунь становится половозрелым на втором году жизни, сазан – в четырёхлетнем возрасте, а мелкие аквариумные рыбки, например гуппи, созревают уже к двум месяцам.

При созревании половых клеток у рыб появляется инстинкт размножения. У некоторых рыб перед размножением появляется «брачный наряд», который позже исчезает. Брачный наряд нерки ярко-красного цвета, только голова остаётся зелёной. Самцы бычка-кругляка становятся полностью чёрными; брюшко самца колюшки из серебристого становится красным.

Меняется и поведение рыб. У некоторых видов рыб отмечается сложное поведение половых партнёров, особенно сложные ритуалы наблюдаются у цихлид. Причём эти рыбы отличаются тем, что выбирают себе партнёра в соответствии с собственными взглядами, например, в аквариуме их невозможно принудить вывести потомство с «несимпатичными» представителями противоположного пола. Иногда они выбирают одного партнёра на всю жизнь.

Одни виды рыб живут и размножаются в одном месте, а другие виды совершают массовые передвижения – миграции – в места, наиболее благоприятные для размножения. Например, лососевые рыбы (кета, нерка) устремляются из моря в верховья рек. Они двигаются огромными косяками против течения и преодолевают на своём пути множество препятствий. Европейские угри, напротив, во взрослом состоянии живут в реках Европы, но для нереста совершают длительную миграцию в Саргассово море, где на глубине около 200 метров нерестятся.

Рыбы, совершающие миграции для размножения из рек в моря или из моря в реки, называются проходными.

Многие озёрные рыбы поднимаются вверх по рекам. Например, озёрные форели обитают в озёрах с чистой водой. Для нереста они поднимаются в реки, впадающие в озеро.

Большинство видов рыб имеют наружное оплодотворение – оно происходит в воде. Самки вымётывают икринки, а самцы проплывают над икрой и поливают её молоками. Сперматозоиды проникают в икринки, и происходит оплодотворение.

Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называют нерестом.

Количество икры, которое мечет самка, изменяется в широких пределах (от единичных икринок до миллиона). Луна-рыба вымётывает до 300 миллионов икринок, треска – до 10 миллионов. Рыбы, образующие большое количество икры, не заботятся о потомстве. Огромная плодовитость рыб – выработавшаяся в процессе длительной эволюции приспособленность, которая обеспечивает их выживание. Икринки, личинки и мальки беззащитны перед множеством врагов. Их пожирают хищные личинки насекомых, рачки, медузы, лягушки, ужи и сами рыбы. Поэтому лишь немногие из потомства рыб доживают до взрослого состояния.

Икра некоторых видов свободно плавает в воде, других прикрепляется к водным растениям, поверхности камней и других подводных предметов.

Лососевые вымётывают до 4 тысяч икринок, закапывают их в грунт реки и несколько дней охраняют гнездо.

Самки колюшки откладывают около 100 икринок. Самцы колюшек строят шаровидное гнездо из частей растений и скрепляют его слизью. Они охраняют гнездо, ремонтируют его, подгребают плавниками свежую воду.

Рыбы, у которых выражена забота о потомстве, вымётывают гораздо меньшее количество икринок.

Самцы тропических лабиринтовых рыб, например, гурами, из пены строят плавучее гнездо, куда помещают икринки. Интересно, что самки после икрометания изгоняются самцом и о потомстве не заботятся. Интересно заботится о потомстве тиляпия – рыбка вынашивает икринки во рту, но и после выхода молоди в случае опасности мальки быстро заплывают в большой рот родителя и находятся там, пока обстановка не станет спокойной.

Рыбы каждого вида размножаются только при определённой температуре, солёности, насыщенности воды кислородом. Одни виды рыб размножаются весной, другие – летом, третьи – в осенне-зимний период.

Например, речной окунь начинает нерест сразу после таяния льда. В этот период его окраска становится яркой. Окуни собираются стаями, самки вымётывают до 300 тысяч икринок на водные растения. Они склеены в виде лент. После того, как произошло оплодотворение, икринка делится много раз, в ней образуется зародыш. Через 9 – 14 суток после оплодотворения формируется личинка. Она покидает оболочки икринки и выходит в воду. Вышедшая из икринки личинка первое время малоподвижна и питается за счёт остатка желточного мешка. По мере расходования желтка личинка переходит к активному питанию. Она поедает мелких планктонных рачков и других беспозвоночных животных. Постепенно личинка подрастает, происходят изменения в её строении, на теле появляется чешуя, и она превращается в малька. Он внешне схож со взрослой особью. Малёк окуня быстро растёт и за один год достигает длины около 10 сантиметров.

У некоторых видов акул (куньи акулы, молот-рыба) и скатов (хвостоколы) встречается живорождение. Зародыш развивается в теле матери и получает через кровь от неё питательные вещества. По окончанию развития молодое животное выходит из половых путей и сразу же начинает самостоятельную жизнь. Самка тигровой акулы очень плодовита. Она рождает от 30 до 50 акулят длиной около 50 сантиметров.

Для многих видов акул и скатов, аквариумных рыбок гуппи, меченосцев характерно яйцеживорождение. В этом случае происходит внутреннее оплодотворение. Икринки находятся в половых протоках самки до вылупления потомства. Зародыш получает питательные вещества из икринок.

Акулы имеют очень крупные яйца. Например, яйцо китовой акулы достигает более 50 сантиметров в длину. Обычно они откладывают их поодиночке в укромное место, после чего ни один из родителей не оказывает потомству никакого внимания.

Благодаря живорождению и яйцеживорождению обеспечивается существование рыб с невысокой плодовитостью.

Итог урока. Для рыб характерно только половое размножение. У самок в полости тела находится один или два яичника, в котором созревают яйцеклетки, или икринки. Самцы имеют два семенника, в которых образуются молоки со сперматозоидами. Оплодотворение у большинства видов происходит в воде. У некоторых видов встречается живорождение и яйцеживорождение. В период размножения для рыб характерно сложное инстинктивное поведение – нерест. Он может сопровождаться нерестовыми миграциями и заботой о потомстве. В своём развитии рыбы проходят несколько стадий: в икринке развивается зародыш, далее формируется личинка, которая покидает оболочку икринки, выходит в воду, претерпевает ряд изменений и превращается в малька, который внешне уже схож со взрослой особью.

Особенности размножения и развития рыб.

Тема урока «Особенности размножения и развития рыб» -7 класс

Цели: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида;

Задачи урока

Образовательные:

  • сформировать знания об особенностях размножения и развития рыб;

  • раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.

Развивающие:

— формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации

  • развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;

  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе

  • формировать научное мировоззрение.

Методы обучения:

  • словесный: объяснительная беседа, рассказ;

  • проблемный, частично-поисковый;

  • наглядно-образный:

  • самостоятельная работа, работа в парах

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация, микроскопы

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: Мониторинг повышения качества обучения (Д.Блум).

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка целей и задач

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление знаний

  6. Домашнее задание

  7. Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока

1.Организация класса

2.Актуализация знаний (вводная беседа)

Сегодня вы сами определите тему урока на основе моего рассказа. Огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы останавливаются и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Куда и зачем направляются эти рыбы?

Ребята, как вы думаете какова тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Особенности размножения и развития рыб». Запишите число и тему урока.

-Ребята, что такое размножение?

Это процесс, при котором происходит увеличение числа особей вида.

-Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

3. Постановка целей и задач урока

Установление логической связи между уроками, цели урока.

Сегодня мы изучим процесс, который обеспечивает существование целого вида, в то время как изученные нами ранее процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, выделение, кровообращение) обеспечивали существование лишь одной особи.

Теперь попробуйте сформулировать цель урока, что вы должны узнать на данном уроке?

4. Изучение нового материала

4.1.Органы размножения рыб.

. Работа с микроскопом. Изучение икринки рыбы.

Omne vivum ex ovo — всё живое из яйца. Вильям Гарвей. О икре значение, икра осетровых.

Рыбы раздельнополые животные, т.е. среди них встречаются самцы и самки. По внешним признакам у большинства видов рыб нельзя различить самку и самца. И только изучив внутреннее строение, можно узнать – самка перед вами или самец.

У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцеклетки (икринки). Самка речного окуня имеет непарный яичник. У самцов – пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками, которые содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием перед анальным плавником. Размножение у рыб половое. Самки вымётывают икринки в воду, самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Оплодотворение у рыб наружное, происходит в воде.

4.2 Особенности развития рыб.

Прочитайте текст (задание №1) и заполните схему.

Оплодотворённая икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь. Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Задание №1.

Запишите стадии развития рыбы в виде схемы.

1. Какие стадии должна пройти оплодотворенная яйцеклетка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

Стадии развития рыб:

яйцеклетка —— ? —— ? —— ? ——взрослая рыба 1 балл

2. Определите отличие личинки рыбы от малька. 1 балл.

3. Какой тип развития характерен для рыбы. Непрямое.

Проверка задания.

Задание №2 ( 8 баллов).

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается…………..

Проверка задания.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Когда начинают размножаться рыбы? Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно.

Год наступления половозрелости

Тугун, пескарь, щиповка 2 — 3

Ряпушка, плотва, елец, окунь, ерш 3 — 4

Хариус, щука, карась 4 — 5

Корюшка, сиг валек 5 — 6

Стерлядь, омуль, таймень, чир, нельма, муксун, 6 — 12

Осетр сибирский 17 — 24

Во время размножения внешний вид рыб меняется (размеры, окраска, форма тела — связано с условиями существования, заботой о потомстве, поиском партнёра для спаривания). Как в биологии называется этот процесс? Половой диморфизм — отличия между особями разных полов одного вида.

Половой диморфизм наиболее резко выражен у глубоководной рыбы-удильщика церации. У неё самец карликовых размеров(1,6 см), прирастает к жабровой крышки во много раз более крупной самки(1,1м) и существует за счёт её соков, т. к. у него нет зубов и кишечник не развит.

4.3 Миграции. Проходные рыбы.

Прочитать текст учебника стр. 161 – 162 раздел «Миграции».

Выполнить следующие задания:

1) Найти определение термина «миграция». 1 балл

2) Что такое нагул и нерест? 1 балл.

3) Какие рыбы называются проходными рыбами? 1 балл.

Схема.

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. ( Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения).

Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососёвые), а другие, наоборот, уходят из рек в море (речной угорь) – это так называемые проходные рыбы. Приплыв в благоприятные для развития потомства воды, рыбы приступают к размножению. Проходные рыбы — рыбы, которые часть жизненного цикла проводят в море, а часть — во впадающих в него реках.

Жизненный цикл лосося (видеоролик)

Почему большинство лососевых погибают во время миграций.

Проверьте себя:

Нерест — период размножения рыб

Миграция – это перемещение рыб на большие расстояния.

Проходные рыбы – это рыбы

4.5.Забота о потомстве. Разнообразие форм заботы.

Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут — не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Нужна ли шука своим деткам? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? 1 балл.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Проанализируйте ее, что это за информация заключена в таблице?

У разных видов рыб количество икринок различно: треска вымётывает до 10 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн.; морской конёк, трёхиглая колюшка – несколько десятков икринок.

Из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает ничтожное количество рыб. Это обусловливается значительной смертностью на ранних этапах развития икринки и личинки. Так, из 400-500 тыс. икринок, выметанных осетром, только 40 особей достигает половой зрелости, а у леща и того меньше. До половозрелого возраста у него доживает от 16 до 45 особей, а на нерест из них могут прийти только 2-3, а остальные отлавливаются промыслом.

Отчего зависит число икринок у разных рыб? 1 балл.

Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Имеются рыбы, которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

Чаще всего рыбы вымётывают икру и не проявляют впоследствии заботу о потомстве. Какие

рыбы не заботятся о потомстве? К таким рыбам относятся треска, щука, сазан, окунь. Малькам этих рыб не повезло. В большинстве случаев они погибают: поедаются хищниками, заражаются паразитами, погибают при неблагоприятных условиях. А вот малькам таких рыб, как трёхиглая колюшка и тиляпия, повезло больше, т.к. о них заботятся.

Существуют рыбы, для которых характерно живорождение. Может кто-то знает примеры живородящих рыб?

Акулы, аквариумные рыбки – гуппи. У этих рыб икринка не вымётывается в воду, а остаётся в яйцеводе. Зародыш развивается в брюшной полости самки.

Сделайте вывод, от чего зависит форма заботы рыб о потомстве?

Форма заботы рыб о потомстве зависит от количества образуемой икры.

Большое количество икры является приспособлением рыб к жизни в воде, т.к. в водной среде трудно спрятать икру; приспособление способствует выживанию вида.

Учёные, которые занимаются изучением рыб, называются ихтиологами.

Зачем необходимо изучать размножение рыб? Размножение рыб необходимо изучать, чтобы контролировать численность рыб, особенно промысловых и редких видов. Также развитие рыб помогает ответить на вопрос, как шло развитие жизни на Земле.

5.Закрепление.

Решение биологических задач: 3 балла.

  • Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

  • Почему щука, окунь нерестятся раньше других рыб (леща, карася, линя), также откладывающих икру на растительности? В чем заключается биологический смысл данного явления?

  • Ранний нерест щуки и окуня имеет защитное значение для обеспечения развития их икры и молоди, так как проходит в период, когда хищников еще нет либо они малоактивны. Кроме того, сроки нереста щуки и окуня — приспособление к обеспечению их молоди пищей. Раннее икрометание щуки обеспечивает её молоди корм в виде молоди других рыб, нерестующих позже. К моменту их массового появления молодь щуки уже достигает значительных размеров и переходит на хищное питание.

Работа с терминами.

Выберите букву, которая соответствует правильному ответу (самостоятельная работа) Я МОЛОДЕЦ

1

оплодотворение

Семенники – это

Слияние сперматозоида с яйцеклеткой

горбуша

Ц

Инстинктивное поведение рыб в период размножения

Перемещения рыб

Живородящая рыба

Рыба, которая строит гнездо

Лососевая рыба, которая после нереста обречена на гибель

2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на практике».

6. Домашнее задание: п.33, ответить на вопросы.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Какой мой самый большой успех на уроке?

  • Что нового и интересного узнал я на уроке?

  • Что бы ты хотел узнать еще по этой теме?

  • Пожелания себе и другим.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА УЧЕНИКА.

Тема урока: ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫБ.

Учебник: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные. 7 класс § 33, стр 160 – 162

Этапы работы:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

1. Органы размножения рыб. Рассказ учителя

2. Особенности развития рыб.

Дополнительный текст для чтения. Оплодотворённая икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь. Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Задание №1. Заполнение схемы. Найти отличие.

Запишите стадии развития рыбы в виде схемы.

Рыба

. Какие стадии должна пройти оплодотворенная яйцеклетка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

3 балла — схема

2. Определите отличия личинки рыбы от малька. 2 балла

1) …

2) …

Задание №2. Заполните пропуски в тексте

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается………….. 8 баллов.

3. Миграции. Проходные рыбы.

Задание 3. Работа с учебником. Прочитать текст учебника стр. 161 – 162 раздел «Миграции».

Выполнить следующие задания:

1) Что такое «миграция рыб». Какие бывают миграции. 1 балл

2) Что такое нерест? 1 балл.

3) Какие рыбы называются проходными рыбами? 1 балл.

3. Закрепление знаний.

Задание №4. Решение биологических задач. Работа по группам. Решите одну задачу по выбору.

1. Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление? 2 балла

2. Почему щука, окунь нерестятся раньше других рыб (леща, карася, линя), также откладывающих икру на растительности? В чем заключается биологический смысл данного явления? 2 балла

Задание №5. Выбери букву, которая соответствует правильному ответу и запиши по порядку

1

горбуша

Спаривание рыб: кратко о способах размножения рыбок

Размножение — одно из интереснейших явлений, которые существуют на планете Земля. Бесполое размножение появилось около трёх миллиардов лет назад, а половое — более одного млрд. Способы продолжения рода со временем менялись и обретали разные формы. Как на суше, так и в океане существует множество видов организмов, имеющих свой способ воспроизведения потомства. Например, рыбы спариваются несколькими способами, а также размножаются посредством партеногенеза и гистогенеза.

Данные рыбы размножаются несколькими способами

Особенности воспроизведения потомства

Водная среда, занимающая 71% поверхности планеты, предоставила организмам большие просторы для существования, от мелководий до глубинных придонных вод. Эволюция и условия окружающей среды создали множество видов рыб с различным поведением и способами воспроизведения потомства.

Чтобы понять процесс спаривания рыб, для начала нужно разобрать строение половой системы. По статистике около 80% от всех существующих видов являются раздельнополыми. Репродуктивная система самца имеет вид парных семенников с выводящими протоками, которые оканчиваются половым отверстием. У самки с парными яичниками соединяются выносные протоки.

В данном видео вы подробнее узнаете о спаривании петушков:

Существуют виды рыб, называемые гермафродитами, у которых самец способен превратиться в половозрелую самку и наоборот. Изменение пола может происходить и один раз в жизни. Например, красный пагелл в течение жизни из молодой самки с яичниками может превратиться в зрелого самца с семенниками.

Половое размножение

Половое воспроизведение потомства носит различный характер у разных видов. Кратко о размножении рыб можно сказать, что при оплодотворении происходит слияние половых гамет самца и самки, после чего происходит образование зиготы и дальнейшее развитие рыбок. Вследствие дробления зиготы образуется зародыш. Рыба покидает икринку в виде личинки. Первое время рыбки живут за счёт желточного мешка. Последний постепенно рассасывается, обеспечивая питание и рост.

Когда исчезает желток, рыба переходит в стадию малька и питается одноклеточными организмами и мелкими рачками (дафниями, к примеру). Малёк растёт, переходит на другой корм, и уже от взрослой рыбы его отличают только размеры.

Оплодотворение может быть наружным или внутренним. У большинства видов оно происходит в водной среде. Самка мечет икру, а самец осеменяет её сперматозоидами.

Встречается и внутреннее оплодотворение, например, у морского окуня и гуппи. Оно осуществляется при помощи гоноподий, они же видоизменённые анальные плавники. Часто такое размножение сопровождается внутриутробным развитием. В вынашивании потомства есть свои преимущества: защита мальков от хищников и формирование в утробе мальков, способных к активному движению и самостоятельному поглощению пищи.

Партеногенез и гистогенез

Это один из видов воспроизведения потомства, при этом в оплодотворении икринки не участвует сперматозоид. Этот способ размножения считается половым, так как в воспроизведении задействована хотя бы одна половая гамета. Яйцеклетка способна самостоятельно развиваться до стадии дробления, а после, взаимодействуя с оплодотворённой икрой, активируется. Благодаря этому неоплодотворённые икринки не загнивают, и кладка и не портится. Хоть яйцеклетка продолжает развиваться и может достигнуть личиночной стадии, но после неё при рассасывании желтка многие зародыши погибают.

Исключением является иссык-кульский чебачок. Когда рыбы плодятся таким способом, они дают многочисленное жизнеспособное потомство.

Партеногенез встречается у таких семейств рыб:

  • карповые;
  • осетровые;
  • лососёвые;
  • сельди;
  • и некоторые другие виды рыб.

Гистогенез, как вид воспроизведения потомства, является частным случаем партеногенетического размножения. Стимуляция активации яйцеклетки происходит за счёт её взаимодействия со спермой самца другого вида, близкого к данному виду. Проникая в икринку, сперматозоид побуждает её к дальнейшему дроблению, но слияния ядер не происходит. Яйцеклетка развивается, и из неё формируется полноценный организм женского пола. Самцы при гистогенезе не появляются.

Гистогенез встречается у серебряных карпов и моллинезий, чью икру способна простимулировать к развитию сперма плотвы, карпа и нескольких других видов.

Рыб можно стимулировать к спариванию

Рыбьи инстинкты

Оплодотворению предшествует ряд событий. Они являются сигналом к готовности размножаться.

Стимуляция к спариванию

Многие виды подходят к размножению очень ответственно. Лососёвые, например, мигрируют из солёного океана вверх по пресноводным водоемам для нереста. Они могут преодолеть тысячи километров, осуществляют опасный путь вверх по быстрым рекам, истощая себя до конца.

Во многих случаях самцы (например, у гуппи) имеют яркий окрас, чтобы понравиться самке. В брачном танце они кружат вокруг сереньких самок, пытаясь привлечь их внимание. Какой самец самый пёстрый, того и выберет дама.

Самцы других видов могут строить «домики» из ила, грязи и прочего донного мусора. Если самочке понравится домик, рыбки спариваются.

Для спаривания требуются определенные условия

Изменения условий

Рыбы, как и другие живые организмы, подвержены биологическим циклам. Спаривание происходит в определённых условиях, которые наступают со сменой сезона:

  • изменение длительности светового дня;
  • изменение температуры воды (если быть точнее — её повышение);
  • увеличение объёма корма (малькам необходимо много питаться, например, дафниями и одноклеточными организмами);
  • повышение концентрации кислорода, растворённого в воде.

Длительность вынашивания икринок зависит от вида рыбки и может составлять от 12 часов и до полутора месяцев. Возраст полового взросления рыб тоже сильно варьируется (от нескольких месяцев до 15−30 лет). Это зависит от видового размера и условий обитания. Чем меньше рыбка, тем быстрее она плодится и быстрее наступает её половозрелость.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *